Минсельхоз инициирует введение карантинных сертификатов на все перевозимое зерно
Министерство сельского хозяйства планирует ввести карантинные сертификаты на перевозки зерна в пределах РФ. По мнению специалистов ведомства, эта мера даст возможность добиться полной прослеживаемости и подтверждения качества продукции.
В настоящее время сертификаты оформляются при перемещении зерна только из карантинных фитосанитарных зон, которые установлены из-за выявления сорных растений или вредителей, но в будущем предполагается сертифицировать каждую партию зерна при ее перемещении по стране.
Единой системы, которая бы позволяла отслеживать по каждому элеватору или хранилищу баланс входящей и исходящей продукции, сейчас не существует. Если на каждую партию зерна будет оформляться карантинный сертификат, отечественный и иностранный потребитель смогут получать продукцию, качество которой будет совпадать с заявленным в сертификате. Сейчас же снижение экспортных показателей во многом зависит и от того, что репутация отечественного зерна падает из-за недобросовестных поставщиков, выдающих некачественное зерно за качественный продукт.
В Министерстве полагают, что дополнительной нагрузки на бизнес не возникнет. По оценкам специалистов, ежегодно дополнительные трудозатраты на оформление карантинных сертификатов составят 20 человеко-часов на одну организацию. Оформлять документ можно будет в электронном виде с подтверждением в виде усиленной квалифицированной электронной подписи.
Александр Корбут, вице-президент РЗС, считает, что введение обязательной сертификации станет дополнительным барьером для зерновой отрасли, ведь из документа непонятно, на каждую машину или на каждую партию будет оформляться сертификат. Использование автотранспорта в отрасли весьма распространено, следовательно, оформление сертификатов на каждую машину потребует и дополнительного времени, и людских ресурсов. К тому же, южные карантинные сорняки не смогут вырасти в условиях северных регионов.
Для отслеживания маршрутов перевозок зерна, по мнению Александра Корбута, достаточно использовать сведения из товарно-транспортных накладных. Он предлагает интегрировать имеющиеся у различных ведомств ресурсы для отслеживания зерна в единую систему, что приведет к их уменьшению и облегчению работы надзорных органов.
С мнением Александра Корбута согласен и возглавляющий «СовЭкон» Андрей Сизов, который называет введение обязательной сертификации ненужной инициативой для всего зернового рынка. К тому же, эксперту не совсем понятна мотивация введения сертификации – то ли для отслеживания перемещения зерна, то ли для определения балансов продукции на элеваторах.
Получение фитосанитарных сертификатов, исходя из опыта экспортеров зерна, занимает много времени и является источником дополнительных расходов и рисков. Дать предпринимателям больше свободы, считает Андрей Сизов, будет куда более продуктивной мерой, чем обязать оформлять сертификаты на все перевозимое зерно.
Теневой же экспорт зерна, в частности, в Казахстан, продолжит жить своей жизнью, несмотря на требования оформления сертификатов, говорит Дмитрий Рылько, возглавляющий ИКАР. В этом случае лучше изучить опыт стран – крупных производителей зерна, где карантинные службы не отслеживают перемещение продукта по стране.
В настоящее время сертификаты оформляются при перемещении зерна только из карантинных фитосанитарных зон, которые установлены из-за выявления сорных растений или вредителей, но в будущем предполагается сертифицировать каждую партию зерна при ее перемещении по стране.
Единой системы, которая бы позволяла отслеживать по каждому элеватору или хранилищу баланс входящей и исходящей продукции, сейчас не существует. Если на каждую партию зерна будет оформляться карантинный сертификат, отечественный и иностранный потребитель смогут получать продукцию, качество которой будет совпадать с заявленным в сертификате. Сейчас же снижение экспортных показателей во многом зависит и от того, что репутация отечественного зерна падает из-за недобросовестных поставщиков, выдающих некачественное зерно за качественный продукт.
В Министерстве полагают, что дополнительной нагрузки на бизнес не возникнет. По оценкам специалистов, ежегодно дополнительные трудозатраты на оформление карантинных сертификатов составят 20 человеко-часов на одну организацию. Оформлять документ можно будет в электронном виде с подтверждением в виде усиленной квалифицированной электронной подписи.
Александр Корбут, вице-президент РЗС, считает, что введение обязательной сертификации станет дополнительным барьером для зерновой отрасли, ведь из документа непонятно, на каждую машину или на каждую партию будет оформляться сертификат. Использование автотранспорта в отрасли весьма распространено, следовательно, оформление сертификатов на каждую машину потребует и дополнительного времени, и людских ресурсов. К тому же, южные карантинные сорняки не смогут вырасти в условиях северных регионов.
Для отслеживания маршрутов перевозок зерна, по мнению Александра Корбута, достаточно использовать сведения из товарно-транспортных накладных. Он предлагает интегрировать имеющиеся у различных ведомств ресурсы для отслеживания зерна в единую систему, что приведет к их уменьшению и облегчению работы надзорных органов.
С мнением Александра Корбута согласен и возглавляющий «СовЭкон» Андрей Сизов, который называет введение обязательной сертификации ненужной инициативой для всего зернового рынка. К тому же, эксперту не совсем понятна мотивация введения сертификации – то ли для отслеживания перемещения зерна, то ли для определения балансов продукции на элеваторах.
Получение фитосанитарных сертификатов, исходя из опыта экспортеров зерна, занимает много времени и является источником дополнительных расходов и рисков. Дать предпринимателям больше свободы, считает Андрей Сизов, будет куда более продуктивной мерой, чем обязать оформлять сертификаты на все перевозимое зерно.
Теневой же экспорт зерна, в частности, в Казахстан, продолжит жить своей жизнью, несмотря на требования оформления сертификатов, говорит Дмитрий Рылько, возглавляющий ИКАР. В этом случае лучше изучить опыт стран – крупных производителей зерна, где карантинные службы не отслеживают перемещение продукта по стране.