Выступление А. Атамбаева о хлебе в Жогорку Кенеш.

Уважаемый Марат Абдыразакович,
Уважаемые депутаты!
Разрешите проинформировать вас о сложившейся ситуации на продуктовом рынке и о принятых Правительством оперативных мерах по стабилизации ситуации.
Я не склонен скрывать ни от вас, ни от широкой общественности, что ситуация сложная и неоднозначная. Особенно это касается хлеба и муки.
Да, министерства и ведомства, как и Правительство в целом «проморгали» формирующуюся проблему. На рост цен на хлеб и муку Правительство обратило внимание лишь в самом конце июля, хотя первые признаки проявились в республике уже в июне. На мировых рынках рост цен на зерно стал устойчивой тенденцией с конца 2005 года.
Я разделяю ваше беспокойство и сам задаюсь простыми и неприятными вопросами:
- если тенденция роста зерновых цен на мировых рынках сформировалась более полутора лет назад,
- если простые мельники и пекари уже в июне этого года, осознавая грядущий рост цен на зерно и муку, готовились повысить цену на муку и хлеб, чтобы сохранить свои оборотные средства,
то и Вы, и любой гражданин Кыргызстана вправе спросить, а что собственно делало Правительство, где компетентные заключения и своевременные прогнозы Министерства Экономики, других министерств и ведомств?
И первой моей реакцией, как и у Вас, было снять с работы отдельных руководителей. Были подготовлены соответствующие распоряжения и представления об освобождении от должностей некоторых чиновников. Но, поостыв, я пришел к следующему выводу.
Да, отдельные министры и руководители ведомств, как и вся исполнительная власть виновны в запоздалом реагировании. Но причина не в отдельных исполнителях, а в сложившейся системе управления. Она и в прошлом неадекватно реагировала на проблемы. Как на нехватку продуктов, так и на их переизбыток.
Вспомните - резкий рост цен на хлеб и муку, сахар отмечался и ранее, все помнят существовавшие в разные годы проблемы с переизбытком лука (Чуйская область) и картофеля (Иссык-Кульская область), табака и хлопка (Жалалабадская и Ошская области), и, наконец, проблемы со сбытом фасоли (Таласская область).
Поэтому главным вопросом является скорейшее реформирование существующей системы управления, с четким разделением полномочий и сфер ответственности, конкретными целями и задачами. Такая работа будет проведена по каждому министерству и ведомству, в самом аппарате правительства.
Возвращаясь к основной теме сегодняшнего обсуждения, должен отметить, что причины роста цен на продовольственное зерно, муку и хлебопродукты всем здесь присутствующим хорошо известны. Поэтому я остановлюсь только на наиболее важных.
Первое. Рост цен на продовольственное зерно - мировая тенденция. На мировых рынках продовольственного зерна стабильный рост цен наблюдается с конца 2005 года. В России только в 2007 году произошел рост стоимости пшеницы в среднем на 52%. В Казахстане, который является нашим основным внешним поставщиком зерна, годовой рост стоимости пшеницы в среднем составил около 100%.
Если сопоставить динамику роста стоимости 1 тонны пшеницы на мировых рынках и в Кыргызстане в процентах к 2006 году, то мы увидим, что в нашей стране темпы роста ниже. Это можно воспринимать как положительный факт, но это же одновременно говорит о неизбежном резком росте цен в стране в будущем.
Второе. Высокая зависимость Кыргызстана от импорта продовольственной пшеницы, в частности из Казахстана. Кыргызстан в последние годы из-за нехватки зерна, особенно твердых сортов, был вынужден импортировать зерно и муку из Казахстана. С 2005 по 2007 годы только официальный объем импорта вырос с 20% до 30% от общего объема зерна в стране. А за 7 месяцев 2007 года на 50% (107 и 156 тыс. тонн). При этом средняя цена за тонну пшеницы в 2006 году была 114 дол., а в августе месяце цена казахстанской пшеницы уже составила не менее 240 долларов за тонну.
Третье. В ряду негативных факторов также присутствует неразвитость инфраструктуры рынка зерна и муки, присутствие скрытой монополизации рынков.
Здесь такая картина. В 2006 году 78% всего импорта зерна обеспечили 7 поставщиков, а за 6 месяцев 2007 года 4 поставщика обеспечили 55% всего объема. Таким образом, в стране есть скрытая монополия крупных поставщиков зерна.
Ситуация с поставками муки.
В 2007 году за 6 месяцев поставлено 22,7 тыс.тонн муки, по цене 163,2 дол. за тонну. Рост цены по сравнению с 2006 годом составил всего 5% (!). Т.е. рост цены на импортную муку за первое полугодие был незначительным. Но в июле-августе цена стремительно поднялась выше 300 долларов за тонну.
Рынок поставки муки контролируется только 8 поставщиками, они завозят в страну 83% всего объема муки .
Четвертое. Наибольшее негативное влияние на рынок зерна оказывает низкая эффективность нашего сельского хозяйства, снижение его ориентации на производство продовольственного зерна.
К сожалению, с годами накапливались внутренние проблемы в сельском хозяйстве, которые своевременно не решались. Это проблема снижения посевных площадей, урожайности, и объемов производства зерна. Для наглядности на графике приведены данные с 2003 года. Тенденция по уменьшению производства зерна, размера площадей, урожайности очевидна. Так в 2007 году объемы производства зерна составят 70-75% от уровня 2003 года, урожайность 85-89% по сравнению с 2003 годом, а посевных площадей осталось всего 84% по сравнению с тем же годом.
Крестьяне и фермеры не были заинтересованы в производстве зерна из-за низких цен. Это привело к снижению размеров посевных площадей, а государство не принимало мер для стимулирования производителей зерна в наращивании объемов производства.
Более того, крестьяне и фермеры безуспешно обивали пороги госучреждений в попытках реализовать выращенный урожай. А если и удавалось сдать урожай, то еще труднее было получить свои деньги. При этом вырученные деньги не оправдывали затраченных средств. Так, в прошлом году закупочная цена пшеницы была 5-6 сомов, а бутылка обычной питьевой воды стоила 18 сомов, не говоря уже о ценах на солярку.
Отсутствие прогнозирования Правительством закупочных цен на зерно нового урожая и практики широкого информирования о них, порождает у крестьян неуверенность в заинтересованности государства в закупках нового урожая. Крестьяне и фермеры не имеют в лице государства надежного партнера и помощника.
Хочу проинформировать вас о принятых мерах по стабилизации ситуации на рынках зерна, муки и хлеба.
В связи с резким подорожанием цен на зерно, муку и хлеб Правительством Кыргызской Республики уже приняты следующие отдельные решения оперативного характера:
Во-первых, проведена интервенция на зерновом рынке, в частности:
- из государственного резерва разбронировано 15 тысяч тонн зерна для переработки в дешевую муку и реализации хлебопекарным предприятиям столицы. Кроме того, была организована реализация дешевой муки в новостройках, жители которых сами пекут хлеб;
- для поддержки регионов республики, принято решение о разбронировании 1900 тонн зерна продовольственной пшеницы, переработке его в муку и реализации за наличный расчет по разнарядкам местных государственных администраций;
- дано поручение Государственному агентству по государственным закупкам и материальным резервам при Правительстве Кыргызской Республики заключить договор на поставку из Казахстана 50 тысяч тонн зерна продовольственной пшеницы и 10 тысяч тонн муки. Об этом есть договоренность. Я разговаривал по этому вопросу с Премьер-министром Казахстана. Я считаю, что хватит государству быть только наблюдателем на рынке продуктов. Пора нам стать активным его участником и влиять на рыночные цены.
Во-вторых, облегчены условия работы для малого бизнеса в области импорта зерна и производства хлеба, а именно:
- принято решение о включении производства хлебопродуктов в перечень видов деятельности, отнесенных к добровольному патентированию;
- в целях легализации теневой экономики в сфере производства хлебопродуктов принято решение об увеличении регистрационного порога по НДС до 5 млн. сомов для производителей и реализаторов муки и хлеба;
- в целях насыщения рынка мукой и зерном продовольственной пшеницы принято решение о применении упрощенного порядка таможенного оформления указанных продуктов в объеме до 20 тонн, импортируемых физическими лицами;
- в текущем году соответствующими решениями Правительства Кыргызской Республики уже выделено 28 млн. сомов на приобретение семенного материала и реализовано крестьянам по сниженным ценам 5000 куб.метров дизельного топлива;
- Начата реализация дизельного топлива сельским товаропроизводителям в количестве 5000 куб. метров на осенние сельхозработы по сниженной цене.
- Для аграрного сектора экономики на 2008 год предусматриваются бюджетные средства в объеме 1 млрд. 345 млн.сомов, что на 638,5 млн.сомов больше чем в текущем году. В том числе:
- на содержание, капитальное строительство и ремонт ирригационных сетей 809 млн.сомов против 428 млн.сомов в 2007 году;
- для проведения противоэпизоотических мероприятий – 130,0 млн.сомов против 75 млн.сомов в 2007 году;
- на химическую обработку посевов и фитосанитарные мероприятия 46,2 млн.сомов против 27 млн.сомов в 2007 году;
- на приобретение семенного материалы первой группы для сортообновления и обеспечения сельских товаропроизводителей недостающим объемом семян – 50 млн.сомов, что на 22,2 млн.сомов больше чем в 2007 году.
Выделение бюджетных средств в таких объемах, особенно для водохозяйственного комплекса, проводится впервые. Эти мероприятия позволят только в Баткенской области освоить порядка 5 тыс.га пахотных земель.
В-третьих, намечено совершенствование системы защиты социально уязвимых слоев населения
- с 1 октября 2007 года предусматривается 10-процентное повышение пенсий и социальных выплат;
- с 1 января 2008 года предусматривается поэтапное повышение пенсий, а также зарплаты работникам бюджетной сферы на 25-30 процентов.
Кроме этого, будут реализованы дополнительные шаги по следующим направлениям:
1) для своевременного и качественного мониторинга ситуации на мировом рынке зерна приняты следующие решения:
- Министерству экономического развития и торговли по согласованию с Министерством финансов, Министерством иностранных дел и Национальным банком:
O разработать систему мониторинга и раннего предупреждения по вопросам зерновой, мучной и хлебной безопасности
O разработать систему мониторинга и раннего предупреждения по вопросам продовольственной безопасности,
O разработать совместно с Министерством энергетики и промышленности – систему мониторинга и раннего предупреждения по вопросам энергетической безопасности
- Губернаторам областей, мэрам г. Бишкек и г. Ош поручено разработать локальные системы мониторинга продовольственной и энергетической безопасности и направлять в Правительство соответствующие отчеты до 10 числа месяца следующего за отчетным
- Национальному банку и Национальному статистическому комитету поручено усилить работу по анализу и прогнозированию платежного баланса, с акцентированием на основные статьи импортозависимости
2) утвержден комплекс мероприятий, направленных на снижение зависимости страны от импорта зерна, а именно:
- Государственному агентству по закупкам и материальным резервам поручено проработать вопрос заключения долгосрочных договоров на поставку зерна со странами-производителями;
- Министерству сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности совместно с Министерством экономического развития поручено разработать проект Стратегии обеспечения продовольственной безопасности;
- Министерству сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности совместно с Министерством экономического развития и торговли и Министерством финансов поручено разработать для рассмотрения на заседании Правительства системы стимулирования изменения структуры посевных площадей под ту или иную сельхозпродукцию.
3) определены мероприятия, направленные на создание реальной конкуренции на рынках зерна, муки и хлеба, а именно:
- Министерству экономического развития и торговли по согласованию с Министерством финансов и Министерством сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности поручено разработать для рассмотрения на заседании Правительства методику и систему контроля рентабельности производства хлебобулочных изделий и муки
- Государственному агентству по антимонопольной политике совместно с Министерством экономического развития и торговли поручено внести для рассмотрения на заседании Правительства Положения об антимонопольном регулировании на рынке продовольственных товаров
- губернаторам областей, мэрам г. Бишкек и г. Ош рекомендовано обеспечить в двумесячный срок легализацию действующих пекарен
- Министерству экономического развития и торговли совместно с Министерством сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности поручено проработать механизм введения квоты на производство «дешевого» хлеба каждой пекарней.
- Прорабатывается вопрос об открытии в столице муниципальной пекарни, мощностью не менее 100 тыс. булок в день.
4) для снижения так называемого накопленного внутреннего инфляционного потенциала:
- принято Совместное заявление Правительства КР и Национального банка КР о первоочередных мерах по сдерживанию инфляции. В рамках данного заявления утвержден план мероприятий по сдерживанию инфляции. Кроме этого, мной закреплена персональная ответственность за Министром экономики, Министром Сельского хозяйства, Министром финансов и рекомендовано Председателю Нац.банка своевременно и регулярно информировать все слои общества о принимаемых мерах и их результативности
- Социальному фонду Кыргызской Республики рекомендовано размещать финансовые средства не на выгодные депозиты в коммерческих банках, а в государственные ценные бумаги. А это не много, не мало – почти 1 млрд. сомов.
5) для развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности приняты следующие решения:
- сформировать при Правительстве Совет по продовольственной безопасности;
- Возобновить регулярную работу Координационного совета по макроэкономической и инвестиционной политике;
- Министерству сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности поручено разработать Стратегию формирования эффективных собственников в сельском хозяйстве и План мероприятий по снятию препятствий в развитии рынка земли (проблема оценочной стоимости и др.);
- Министерству сельского, водного хозяйства и перерабатывающей промышленности поручено разработать Целевые программы по интенсификации сельскохозяйственного производства такие как «Семеноводство», «Ирригация» и другие.
Уважаемые депутаты!
В заключение хочу сказать вот о чем. 16 лет назад все бывшие советские республики начинали самостоятельную жизнь с равных позиций. И Кыргызстан, и Казахстан, и Россия и другие страны.
Но если сравнить уровень жизни граждан России, Казахстана, и Кыргызстана, то получается следующая картина. В начале 2007 года в России и Казахстане средняя зарплата составляла 385 дол. США и 312 дол. США, а средний размер пенсии около 99 дол. США. Если сравнить с размерами зарплаты и пенсий в нашей стране, то получается что в России и Казахстане зарплата в 4-5 раз, а пенсия в 4 с лишним раза больше, чем у нас.
Поэтому кыргызстанцы так болезненно реагируют на повышение цен на хлеб и другие продукты. Хотя цены на продукты и в России и в Казахстане выше, чем у нас.
Этот разрыв в доходах граждан наших стран сложился, примерно, за последние 10-12 лет. И возвращаясь к началу своего выступления, я хочу твердо сказать, что мы прозевали не 2-3 месяца перед повышением цен на хлеб, а именно вот эти 10-12 лет. Когда вместо укрепления экономики и повышения благосостояния граждан руководство страны занималось укреплением своей личной власти и личным обогащением!
И если мы действительно хотим защитить наш народ от грядущих повышений цен на продукты (а аналитики всего мира уверены в том, что это не разовый всплеск, а длительный и долговременный процесс) мы должны обеспечить нашим гражданам достойную зарплату и пенсию.
А это будет возможно только тогда, когда мы кардинально улучшим состояние дел в экономике нашей страны. При этом у нас нет в запасе десяти-двенадцати лет. Поэтому все наши мысли и действия должны быть направлены только на одно – рост, рост и ещё раз рост экономики страны, чтобы на основе этого обеспечить достойную жизнь нашим гражданам.
Благодарю за внимание!
Дата: 6-11-2007, 22:07
Просмотров: 909
Комментарии:
Другие новости по теме:
    После введения в январе новых ГОСТов стоимость хлебобулочных изделий может опять увеличиться.
    Нынешний год вполне можно назвать для Сибири «хлебным», но не потому, что закрома переполнены зерном и прилавки ломятся от дешевого хлеба, а совсем наоборот. Из-за тяжелых погодных условий этого лета хлеборобам пришлось бороться за каждый колосок зерновых, и они добились хорошего урожая.
    Александр Фомин выступил в эфире радиостанции "Маяк"
    Минсельхоз рапортует о том, что зерновые интервенции, то есть распродажа зерна из государственного фонда, которая началась в конце февраля, принесли первые плоды. Цены на зерно, а соответственно, и на хлеб удалось стабилизировать, после того как всю зиму они росли быстрее инфляции. Однако независимые эксперты этим отчетам не очень-то верят и говорят, что в отдельных регионах, в той же, например, Москве хлеб все равно дорожает, а в апреле будет дорожать еще быстрее. И это на фоне заявлений президента о недопустимости колебаний цен на зерно.
    Нынешний подъем цен на зерно и хлеб не последний
    Фантастически удачная пора для экспортеров российского зерна может дорого стоить российским потребителям. За последний месяц хлеб в некоторых регионах подорожал в полтора раза, и хлебопеки предупреждают, что цены будут расти и дальше.
    В Донецкой области дорожают мука и хлеб
    В Донецкой области дорожает мука. Так, по информации Донецкой областной администрации, оптово-отпускная цена на муку высшего сорта повысилась на 7,3 %.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.