Хлеб крупным планом
Высокий спрос на ваш товар - одно из основных слагаемых
успеха бизнеса. Хлеб был нужен всегда, несмотря на политические условия и
экономические ситуации. Условия условиями, а кушать хочется. Так что
хлебопечение было и остается выгодным и стабильным делом.
Итак, Вас заинтересовало это направление. Что же требуется для открытия
пекарни?
Начальный капитал
Для открытия пекарни может быть достаточно 250.000 рублей, а
может понадобиться и более пяти миллионов. Все зависит от того. что вы хотите
получить и на каких условиях работать.
Оборудование самой компактной и простой пекарни, способной
производить в смену (8 часов работы)
350 кг. хлеба, обойдется Вам в сумму около
195.000 рублей. Сюда же входит оплата проектных и пуско-наладочных работ, а так
же обучение персонала. Существует огромное количество оборудования большей
мощности: 500кг, 750, 1000,
1500 килограмм в смену. Соответственно, стоят
они дороже, к примеру, оборудование с мощностью
2.500 кг. хлеба в смену
будет стоить около 775 тысяч рублей. Но эти расходы могут оказаться далеко не
основными.
Самая "больная" тема при открытии пекарни -
помещение. Проще всего заключить договор о совместной деятельности, к примеру,
с магазином, столовой или рестораном и использовать их площади. Кроме того,
помещение можно арендовать, или, что гораздо более сложно и дорого, построить.
Соответственно, расходы будут различными. Для пекарни мощностью
2.500 килограмм хлеба в смену необходимо помещение в 120 квадратных метров. Пекарни платят за
площади в пять раз меньше, чем коммерческие предприятия, однако, к примеру,
стоимость аренды квадратного метра в Москве вполне может составить 100$ в год.
На эту цифру сильно влияет износ здания, удаленность от метро, коммуникаций и
т.д.
Что касается проектирования и строительства специального
комплекса, включающего в себя мини-пекарню, магазин и блок обслуживания, на это
потребуется примерно 3.750.000 рублей. Но в данном случае еще необходимо
зарезервировать землю с выкупом права аренды, что обойдется еще в 2.200.000
рублей. Впрочем, по последнему пункту во многих регионах действует ряд льгот.
Без сомнения, список затрат на этом не исчерпывается.
Понадобятся средства для различных официальных согласований и разрешений
(несколько миллионов рублей) и для проведения необходимых коммуникаций (вода,
электроэнергия, телефон).
Где будем печь?
Если вы решили открыть пекарню непременно у себя во дворе,
квартире или на даче, это может оказаться неправильным. Дело в том, что
успешная деятельность малой пекарни очень сильно зависит от того, где она
находится. Если по соседству с вашим детищем уже работает несколько таких же,
да и еще хлебокомбинат впридачу, то вы скорее всего останетесь без сбыта. Ведь
питаться одним хлебом никто не собирается. Так что лучше сразу провести
маркетинговые исследования, а то вы вполне сможете получить прекрасный шанс с
первой же партии хлеба обеспечить свою семью сухарями лет на десять вперед.
Лучше всего использовать результаты исследований, проведенных профессионалами.
В настоящее время такой анализ в Москве и в регионах проводят российская
Гильдия пекарей и ТПК "Хлебное дело".
После выбора района размещения, для пекарни необходимо найти
помещение, отвечающее всем санитарно-гигиеническим требованиям. Пекарни не
рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях. Потолки и
стены должны быть побелены, а стены облицованы плиткой или окрашены светлой
краской до высоты
1,75 м.
Полы - водонепроницаемые. Необходимо купить погружные фекальные насосы (см. сайт
Кроме основного рабочего зала потребуются подсобные и бытовые помещения: склад
для муки, склад для подсобного сырья, гардероб для персонала, душевая, туалет,
мойка. Помещения должны быть оборудованы как естественной, так и искусственной
вентиляцией.
Последние приготовления
В идеале нормальную работу пекарни обеспечивают: директор,
бухгалтер, сотрудники, отвечающие за поставку сырья и сбыт продукции, технолог,
обслуживающий персонал и уборщица. Разумеется при небольших объемах
производства многие функции могут быть совмещены. Что же касается персонала,
непосредственно выпекающего хлеб, то количество людей зависит от мощности
пекарни: от 2 чел (
500 кг.
в смену) до 7 чел (
2500 кг.
в смену). Практически все фирмы, поставляющие оборудование, проводят обучение
персонала. Но это совсем не значит, что вы можете принять на работу людей с
улицы. Выпекать качественный хлеб, а тем более мелкоштучные изделия могут
только опытные профессионалы. Их готовят специальные училища, институты. Крупные
заводы сейчас переживают не лучшие времена, поэтому вам, возможно, удастся
пригласить пекарей оттуда.
Следующая проблема - сырье. Хлеб, даже самый воздушный, из
воздуха не испечешь. Для того, чтобы выпечь
1000 кг. белого хлеба, по
ГОСТу необходимо:
- Мука
пшеничная в/с -
740 кг,
- Дрожжи
прессованные -
7,4 кг.
- Соль -
9,6 кг, - Масло
растительное -
1,2 кг,
Естественно, сырье необходимо закупить как минимум на неделю
вперед. Разумеется, это повлечет за собой дополнительные затраты, но, поставив
производство на поток, их можно будет существенно уменьшить.
И, наконец, последний штрих. Необходимо самым тщательным
образом заранее проработать схему сбыта. Если вы собираетесь торговать на
улице, для этого понадобится разрешение. Серьезно стоит отнестись к переговорам
с окрестными ларьками и магазинами. Возможно, вы найдете оптового покупателя в
лице столовой, ресторана или закусочной.
Итого
Пекарня, мощностью
350 кг. в смену, выпускает 110 тонн хлеба в
год, а мощностью
2500 кг.
в смену - 787 тонн. При оптовой цене пшеничного хлеба (батоны) 5,8 руб. за
килограмм, годовая товарная продукция этих пекарен оценивается соответственно в
638 тыс. и 4.565 тыс. рублей. По оценке специалистов, рентабельность пекарни на
сегодняшний день находится на уровне 40%. Таким образом, годовая прибыль
расчетных пекарен составляет 255 тыс. и 1.826 тыс. рублей. Разумеется, это
достаточно общий расчет. Практически не возможно с первого же дня выйти на
необходимую мощность. Объем выпускаемой продукции прийдется наращивать
постепенно. Кроме того, понадобится время на обкатку и регулировку
оборудования. Иногда на это уходи несколько месяцев. Соответственно, это
снижает прибыль полученную в первый год работы. Однако, при умелом ведении
дела, это вполне возможно наверстать в дальнейшем.