Сезонные особенности реализации кондитерской продукции
Большое количество коммерческих проектов и рынков подвержено сезонному спросу. Глобально объясняется это наличием общепринятых бытовых и потребительских шаблонов, подсказывающих, что зимой надо пить чай с тортами, а летом – смузи с легкими фруктовыми десертами. Даже такой товар, как одежда для беременных, не имеет такой зависимости от сезона, как кондитерские изделия.
Сезонные колебания спроса на кондитерские изделия оказывают существенное влияние как на объемы продаж, так и на их структуру. Поэтому сравнительный анализ в данной отрасли наиболее правильно проводить путем сопоставления одинаковых периодов отчетного и прошлого годов, поскольку смежные периоды могут кардинально отличаться по уровню товарооборота, структуре продаж в зависимости от влияния праздников, постов, курортного сезона, появления товарозаменителей (ягоды, фрукты) и др.
Таким образом, динамика коэффициентов сезонности кондитерского бизнеса имеет 5 фаз:
- 1 фаза сезонности (январь-март) характеризуется повышенным спросом, обусловленным наличием праздников, холодным временем года, располагающим к семейным чаепитиям с кондитерскими изделиями. В данной фазе слабым является февраль за счет короткого периода.
- 2 фаза сезонности (апрель-июль) характеризуется резким сокращением спроса, что связано с Великим постом, появлением более дешевых товарозаменителей, отсутствием курортников для туристических зон, наступлением теплого периода. В апреле происходит перекос структуры выпуска: снижается реализация весовых кремовых изделий, увеличивается продажа мучных изделий (куличи), что сказывается на товарообороте. Даная фаза наиболее нуждается в маркетинговом стимулировании и поддержании объема продаж.
- 3 фаза (август) – переходный месяц, характеризующийся постепенным наращиванием товарооборота и, соответственно, объема выпуска.
- 4 фаза (сентябрь-октябрь) – коэффициенты сезонности наиболее приближены к 1 фазе, чем в других фазах, что обусловлено началом учебного периода и наличием профильных профессиональных праздников.
- 5 фаза (декабрь) – месяц, дающий наивысший товарооборот за счет предновогоднего ажиотажа, рождественских праздников. Характеризуется тем, что до 45% товарооборота приходится на период после 25 декабря.
Тем не менее, не всегда повышенный объем продаж в натуральных величинах говорит о росте коэффициента сезонности. К примеру, месячный объем продаж апреля в тоннах может превышать показатель марта, а товарооборот быть намного ниже, что связано со сдвигом структуры производства в сторону более дешевой продукции – мучных изделий.