Крестьяне отказываются продавать зерно государству
Аграрный блок правительства выразил явное недовольство слишком низкими темпами закупок продовольственного зерна государственными операторами, в частности, Аграрным фондом (АФ), которому поручено в этом году заложить в продовольственный резерв страны 710 тыс. т продзерна, в основном — пшеницы третьего и четвертого классов. В связи с этим, по решению министра агрополитики Юрия Мельника, теперь до завершения формирования государственного продовольственного резерва в Минагрополитики еженедельно будут проводиться селекторные совещания, посвященные данной проблеме. На них будут приглашаться для «разбора полетов» наиболее безответственные руководители региональных отделений Агрофонда, срывающие выполнение данного правительством задания.
По мнению главы Минагрополитики, в настоящее время проблема формирования продовольственных ресурсов лежит в организационной плоскости, поэтому, как сообщило агентство «АПК-Информ», на селекторном совещании 17 июля Юрий Мельник «обязал региональные власти активизировать работу по организации и проведению закупок зерна в продрезерв». Только для операторов и экспертов зернового рынка не совсем понятно, каким образом местные власти могут по указанию даже самого министра активизироваться и заставить сельскохозяйственных товаропроизводителей дружно выставлять на биржевых торгах свою продукцию в необходимых для государства объемах и установленных минимальных ценах. Видимо, в связи со слабой организацией биржевой торговли и низким КПД Аграрной биржи в ее руководстве и произошли изменения. С 23 июля исполняющим обязанности директора назначен Александр Басин, а его предшественник — Александр Черней — переведен на ответственную работу в Аграрный фонд.
Напомним, что с 5 июля АФ начал проводить закупки зерна урожая 2007 года на Аграрной бирже, через которую ведется вся торговля государственными операторами. К настоящему времени реально в продрезерв закуплено, выражаясь словами аграрного министра, «лишь считанные тонны зерна». Остальные объемы контрактуются, то есть государство за него пока ничего никому не платит. Однако тот же АФ заявляет о законтрактованных 50 тыс. т зерна, а Госкомрезерв — о 500 тыс. т. В скором времени следует ожидать сообщения от пресс-службы государственной акционерной компании «Хлеб Украины» о законтрактованных на биржевых торгах объемах продовольственной пшеницы и ржи. И таким образом, хотя бы виртуально (на бумаге) задание правительства по формированию государственного продовольственного резерва, а равно и региональных ресурсов, будет выполнено. И никто не упрекнет госоператоров в саботаже. Зерно есть, останется только его проплатить и получить. Хотя можно и не платить, и не закладывать в закрома Родины. Дешевле будет.
По мнению независимых экспертов, в столь низких темпах государственных закупок менее всего виноваты государственные операторы. Во-первых, как правило, активные предложения на продажу продовольственной пшеницы начинаются в середине августа. Примерно месяц после уборки собранное зерно, как говорят хлеборобы, должно вылежаться на элеваторах, причем за счет его очистки и доработки можно улучшить его качество, в частности, повысить на несколько процентов содержание клейковины. То есть такое зерно уже будет стоить дороже, поэтому владельцы и не спешат его продавать в июле, когда еще на рынке никто толком не знает, сколько будет собрано в стране пшеницы и какого она будет качества. Во-вторых, на фоне целого ряда заявлений со стороны правительства о существенном недоборе урожая сельхозпроизводители не торопятся продавать зерно, надеясь на повышение цен. Причем даже несмотря на то, что государство сегодня дает достаточно высокую закупочную цену — от 930 до 1030 грн./т за пшеницу третьего класса у разных операторов — многие аграрии полагают, что через месяц-другой они смогут продать ее гораздо дороже. На уровне мировых цен. Поэтому есть смысл подождать. В противном случае, если цены на внутреннем рынке окажутся существенно ниже государственных, вот тогда и можно будет заключать сделки на Агробирже. В-третьих, многие операторы просто не желают работать с Аграрным фондом по причине его достаточно жестких требований и условий, а также задержек по оплате поставленного товара, что наблюдалось в предыдущие сезоны. В-четвертых, фактически 930 грн./т, которые платит Агрофонд продавцу, — это цена с учетом доставки товара на предприятия АФ, то есть если вычесть затраты продавца на доставку, то за свой товар он получит столько же, сколько ему сегодня предлагают на рынке частные покупатели на условиях EXW (склад продавца). Получается, что операторам нет смысла продавать зерно АФ, у которого цены хоть и высокие, но неконкурентные. Может, через неделю-две ситуация изменится, когда увеличится предложение пшеницы на внутреннем рынке и станет ясно, сколько ее собрали.
По мнению главы Минагрополитики, в настоящее время проблема формирования продовольственных ресурсов лежит в организационной плоскости, поэтому, как сообщило агентство «АПК-Информ», на селекторном совещании 17 июля Юрий Мельник «обязал региональные власти активизировать работу по организации и проведению закупок зерна в продрезерв». Только для операторов и экспертов зернового рынка не совсем понятно, каким образом местные власти могут по указанию даже самого министра активизироваться и заставить сельскохозяйственных товаропроизводителей дружно выставлять на биржевых торгах свою продукцию в необходимых для государства объемах и установленных минимальных ценах. Видимо, в связи со слабой организацией биржевой торговли и низким КПД Аграрной биржи в ее руководстве и произошли изменения. С 23 июля исполняющим обязанности директора назначен Александр Басин, а его предшественник — Александр Черней — переведен на ответственную работу в Аграрный фонд.
Напомним, что с 5 июля АФ начал проводить закупки зерна урожая 2007 года на Аграрной бирже, через которую ведется вся торговля государственными операторами. К настоящему времени реально в продрезерв закуплено, выражаясь словами аграрного министра, «лишь считанные тонны зерна». Остальные объемы контрактуются, то есть государство за него пока ничего никому не платит. Однако тот же АФ заявляет о законтрактованных 50 тыс. т зерна, а Госкомрезерв — о 500 тыс. т. В скором времени следует ожидать сообщения от пресс-службы государственной акционерной компании «Хлеб Украины» о законтрактованных на биржевых торгах объемах продовольственной пшеницы и ржи. И таким образом, хотя бы виртуально (на бумаге) задание правительства по формированию государственного продовольственного резерва, а равно и региональных ресурсов, будет выполнено. И никто не упрекнет госоператоров в саботаже. Зерно есть, останется только его проплатить и получить. Хотя можно и не платить, и не закладывать в закрома Родины. Дешевле будет.
По мнению независимых экспертов, в столь низких темпах государственных закупок менее всего виноваты государственные операторы. Во-первых, как правило, активные предложения на продажу продовольственной пшеницы начинаются в середине августа. Примерно месяц после уборки собранное зерно, как говорят хлеборобы, должно вылежаться на элеваторах, причем за счет его очистки и доработки можно улучшить его качество, в частности, повысить на несколько процентов содержание клейковины. То есть такое зерно уже будет стоить дороже, поэтому владельцы и не спешат его продавать в июле, когда еще на рынке никто толком не знает, сколько будет собрано в стране пшеницы и какого она будет качества. Во-вторых, на фоне целого ряда заявлений со стороны правительства о существенном недоборе урожая сельхозпроизводители не торопятся продавать зерно, надеясь на повышение цен. Причем даже несмотря на то, что государство сегодня дает достаточно высокую закупочную цену — от 930 до 1030 грн./т за пшеницу третьего класса у разных операторов — многие аграрии полагают, что через месяц-другой они смогут продать ее гораздо дороже. На уровне мировых цен. Поэтому есть смысл подождать. В противном случае, если цены на внутреннем рынке окажутся существенно ниже государственных, вот тогда и можно будет заключать сделки на Агробирже. В-третьих, многие операторы просто не желают работать с Аграрным фондом по причине его достаточно жестких требований и условий, а также задержек по оплате поставленного товара, что наблюдалось в предыдущие сезоны. В-четвертых, фактически 930 грн./т, которые платит Агрофонд продавцу, — это цена с учетом доставки товара на предприятия АФ, то есть если вычесть затраты продавца на доставку, то за свой товар он получит столько же, сколько ему сегодня предлагают на рынке частные покупатели на условиях EXW (склад продавца). Получается, что операторам нет смысла продавать зерно АФ, у которого цены хоть и высокие, но неконкурентные. Может, через неделю-две ситуация изменится, когда увеличится предложение пшеницы на внутреннем рынке и станет ясно, сколько ее собрали.