Россия Навстречу президентским выборам. Вывоз из страны зерна, муки и молока может быть запрещен
МЭРТ подготовил перечень товаров, экспорт которых предлагается временно запретить. В основном это продовольствие – молоко, сливки, зерно, мука… Подчеркивается, что такая мера вполне легитимна и может быть использована в исключительных случаях, в частности, для предотвращения уменьшения критического недостатка продовольственных товаров на внутреннем рынке страны.
Министерство экономического развития и торговли направило в правительство РФ перечень "существенно важных товаров для внутреннего рынка страны", экспорт которых предлагается временно запретить. Как сообщили в пресс-службе МЭРТ, в "черный список" вошли следующие стратегические товары: молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ, молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ, пшеница и меслин, рожь, ячмень, кукуруза, мука пшеничная или пшенично-ржаная, мука ржаная, соевые бобы, дробленые или недробленые, семена рапса, семена подсолнечника, масло соевое и его фракции, нерафинированные или рафинированные, но без химического состава, масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции, масло рапсовое или горчичное.
До настоящего времени такой перечень не был определен, и правовые основания для возможного применения РФ указанных мер нетарифного регулирования для урегулирования ситуации на внутреннем рынке отсутствовали. Между тем, статья 21 Федерального закона под номером 164 от 8 декабря 2003 г "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" позволяет правительству в "особых" случаях применять практику запрета вывоза из страны отдельных видов продовольственной продукции, относящихся к товарам повседневного спроса.
В сообщении МЭРТ подчеркивается, что временный запрет на экспорт "существенно важных товаров внутреннего рынка" является более эффективной мерой в части оперативности принятия решения по защите внутреннего рынка РФ, чем введение запретительного уровня ставки вывозной таможенной пошлины. Прежде всего, введение "одномоментного" запрета на экспорт определенных товаров может вступить в действие значительно раньше, чем в случае принятия решения об изменении вывозной таможенной пошлины, которая вступает в силу через месяц после официального опубликования новых ставок.
Речь не идет о том, что стране с победившей суверенной демократией, в которой власть неустанно заявляет об увеличении социальных программ и росте экономики, грозит голод. Вводимые временные ограничения на экспорт продовольственных товаров первой необходимости является очередной попыткой власти обуздать инфляцию, которая по итогам 2007 г может вплотную приблизиться к отметке в 12 процентов. Правительство в борьбе с инфляцией которая отчасти спровоцирована значительным ростом цен на продукты питания, получает в свое распоряжение действенный рычаг, который может быть применен в зависимости от складывающейся ситуации практически сразу без особых задержек.
Главный вопрос - приведут ли "превентивные" меры на российском рынке сельхозпродукции, связанные с запретом на экспорт определенных видов товаров, к желаемому снижению цен на социально значимые продукты питания или, по крайней мере, к их стабилизации? Ведь понятно, что власть своими действиями старается "угодить" народу, который до весны 2008 г российской политической элитой рассматривается исключительно как электорат. В середине декабря 2007 г Кремль и парламентское большинство должно определиться с кандидатурой на пост президента РФ, проще говоря, преемником. Хотя важно заметить, что осеннее подорожание цен, не на шутку встревожившее политиков и чиновников, не привело к неожиданностям на декабрьских парламентских выборах. Прогнозы лидера ЛДПР Владимира Жириновского о том, что из-за роста цен на продукты народ не поддержит власть на выборах, не оправдался. Это можно считать феноменом прошедших выборов или пресловутой "загадкой русской души", воспетой классиками.
Напомним, что еще в ноябре МЭРТ заявило, что будет следить за "чувствительными" товарами, не исключив того, что в будущем могут приниматься превентивные меры против возможного роста цен. Тогда же глава ведомства Эльвира Набиуллина подчеркнула, что МЭРТ перешло в режим оперативной работы по прогнозу возможных всплесков цен на продукты питания. Она заявила, что подготовлен список товаров, на которые значительно влияют экспортно-импортные операции, а также ситуация на мировом рынке. Ранее, в октябре МЭРТ объявило войну росту цен – с 15 до 5 проц были снижены, в частности, импортные пошлины на растительное масло, молоко и молочную продукцию. Тогда же было решено, что с 1 января по 1 июля 2008 г произойдет сезонное снижение пошлин на некоторые виды овощей /морковь, капусту, свеклу/ с 15 до 5 проц. Параллельно с этим было проведено совместное совещание производителей, ритейлеров, МЭРТ, Минсельхоза и ФАС, на котором было принято решение о замораживании цен на продукты питания с 24 октября по 31 января 2008 г Позже "заморозку" продлили до конца марта 2008 г, что с точки зрения политической логики вполне закономерно – 2 марта в РФ состоятся президентские выборы.
Напомним, что только в сентябре 2007 г по данным Росстата цены на подсолнечное масло выросли на 13,5 проц, а недорогое пастеризованное молоко на 9,4 проц. "Народная статистика" показала более серьезный рост цен на основные виды продовольственных товаров первой необходимости – более 30 проц.
Ситуацию взял под личный контроль Владимир Путин, который заявил, что удорожание продуктов питания в стране спровоцировано мировой конъюнктурой. На зарубежных рынках еще в середине лета обозначился рост цен на сельхозпродукцию – в частности, ЕС принял решение ограничить субсидии фермерским хозяйствам.
Перед правительством РФ снова возникла застарелая проблема роста импорта в РФ, в частности, в сфере сельхозпродукции. Нынешней осенью этот вопрос особо обострился в связи со снижением курса доллара по отношению к основным мировым валютам, что в конечном итоге привело к снижению цен на импортируемые товары в Россию. Таким образом, борьба с инфляцией с помощью укрепления рубля – этакая палочка-выручалочка правительства – осенью 2007 г стала опасной затеей из-за резкого роста цен на продукты питания.
Эксперты с самого начала "чиновничьей" кампании по борьбе с удорожанием продуктов питания говорили о том, что замораживание цен в этом сегменте рынка только усугубит ситуацию – образуется дефицит "замороженных" товаров, так как производителям придется сокращать их производство. Но, похоже, правительство продолжает по полной программе использовать административный ресурс и, действуя вопреки экономической логике, а исключительно по "политическому зову", решило предотвратить угрозу дефицита за счет запрета на вывоз за границу того же масла, зерна, муки и молока.
Насколько последние решения власти сумеют остановить рост цен на продовольствие в РФ – большой вопрос. Но то, что бизнес, работающий в сфере сельского хозяйства, столкнется с определенными проблемами, очевидно. Неопределенность и нервозность на продовольственном рынке усиливается ввиду того, что пока неизвестно, как долго правительство собирается запрещать экспорт муки, молока и растительного масла. Ввиду того, что запрет вводится немедленно и месячной отсрочки не будет, риски так называемых "длинных" позиций по контрактам экспортеров резко возрастают. А ведь необходимость объективных прогнозов развития и мониторинга рынка – не роскошь, а условие ведения бизнеса.
Неясно, как экспортерам сельхозпродукции в дальнейшем обосновывать перед партнерами форс-мажорные обстоятельства в случае неисполнения контрактных обязательств при введении запрета экспорта. Кроме того, сельское хозяйство в РФ остается, как говорится, на "задворках" социально-экономической программы развития страны, несмотря на то, что программа развития АПК является одним из национальных проектов. Нехватка оборотных средств, незначительные объемы инвестиций /особенно у хозяйств "средней руки"/ не дают возможности этой сфере экономики прочно встать на рыночные рельсы.
Главный источник получения прибыли для сельхозпроизводителей РФ – это преимущественно доходы от экспорта продукции, который в последние годы неуклонно растет. Например, если в 2002-2003 г мы экспортировали порядка 200 тыс тонн растительного масла, то в 2005-2006 г уже продали за рубеж более 600 тыс тон этой продукции. С учетом того, что на цены на то же масло в мире растут, "крестьяне" от бизнеса получили значительный рост доходов.
За последние 5 лет производственные мощности по переработке семян масленичных культур выросли на 10 проц, однако понятно, что рост производства в этой сфере приблизительно на 2 проц в год значительно отстает от общих темпов экономического развития, находящийся на уровне 6-7 проц.
Заметим, что инвестиции в сельское хозяйство – это "длинные" деньги. Кроме обновления и модернизации устаревшего оборудования /износ производственных фондов в отрасли составляет более 50 проц/, необходимо на соответствующем уровне поддерживать плодородность земель, на которых растет тот же подсолнечник. А количество посевных площадей в РФ тем не менее сокращается.
Догадывается ли правительство о том, что агропромышленный сектор страны остро нуждается в реформировании? Заметим, что министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев является членом "Единой России". Ему как никому другому должно быть понятно, что одномоментное введение запрета на экспорт "списочных" товаров может привести к серьезным последствиям для этого сектора экономики. Но также понятно, что для единоросса А.Гордеева политические амбиции и перспективы его партии накануне выборов не менее существенны. Что ж, парламентские выборы в стране прошли. Остается теперь пережить выборы президентские. Оптимисты по-прежнему надеются, что после их завершения страна вернется к рыночным реформам в стране и на время прекратит "эксперименты" из серии плановой советской экономики. Поживем – увидим.
Министерство экономического развития и торговли направило в правительство РФ перечень "существенно важных товаров для внутреннего рынка страны", экспорт которых предлагается временно запретить. Как сообщили в пресс-службе МЭРТ, в "черный список" вошли следующие стратегические товары: молоко и сливки, несгущенные и без добавления сахара или других подслащивающих веществ, молоко и сливки, сгущенные или с добавлением сахара или других подслащивающих веществ, пшеница и меслин, рожь, ячмень, кукуруза, мука пшеничная или пшенично-ржаная, мука ржаная, соевые бобы, дробленые или недробленые, семена рапса, семена подсолнечника, масло соевое и его фракции, нерафинированные или рафинированные, но без химического состава, масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции, масло рапсовое или горчичное.
До настоящего времени такой перечень не был определен, и правовые основания для возможного применения РФ указанных мер нетарифного регулирования для урегулирования ситуации на внутреннем рынке отсутствовали. Между тем, статья 21 Федерального закона под номером 164 от 8 декабря 2003 г "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" позволяет правительству в "особых" случаях применять практику запрета вывоза из страны отдельных видов продовольственной продукции, относящихся к товарам повседневного спроса.
В сообщении МЭРТ подчеркивается, что временный запрет на экспорт "существенно важных товаров внутреннего рынка" является более эффективной мерой в части оперативности принятия решения по защите внутреннего рынка РФ, чем введение запретительного уровня ставки вывозной таможенной пошлины. Прежде всего, введение "одномоментного" запрета на экспорт определенных товаров может вступить в действие значительно раньше, чем в случае принятия решения об изменении вывозной таможенной пошлины, которая вступает в силу через месяц после официального опубликования новых ставок.
Речь не идет о том, что стране с победившей суверенной демократией, в которой власть неустанно заявляет об увеличении социальных программ и росте экономики, грозит голод. Вводимые временные ограничения на экспорт продовольственных товаров первой необходимости является очередной попыткой власти обуздать инфляцию, которая по итогам 2007 г может вплотную приблизиться к отметке в 12 процентов. Правительство в борьбе с инфляцией которая отчасти спровоцирована значительным ростом цен на продукты питания, получает в свое распоряжение действенный рычаг, который может быть применен в зависимости от складывающейся ситуации практически сразу без особых задержек.
Главный вопрос - приведут ли "превентивные" меры на российском рынке сельхозпродукции, связанные с запретом на экспорт определенных видов товаров, к желаемому снижению цен на социально значимые продукты питания или, по крайней мере, к их стабилизации? Ведь понятно, что власть своими действиями старается "угодить" народу, который до весны 2008 г российской политической элитой рассматривается исключительно как электорат. В середине декабря 2007 г Кремль и парламентское большинство должно определиться с кандидатурой на пост президента РФ, проще говоря, преемником. Хотя важно заметить, что осеннее подорожание цен, не на шутку встревожившее политиков и чиновников, не привело к неожиданностям на декабрьских парламентских выборах. Прогнозы лидера ЛДПР Владимира Жириновского о том, что из-за роста цен на продукты народ не поддержит власть на выборах, не оправдался. Это можно считать феноменом прошедших выборов или пресловутой "загадкой русской души", воспетой классиками.
Напомним, что еще в ноябре МЭРТ заявило, что будет следить за "чувствительными" товарами, не исключив того, что в будущем могут приниматься превентивные меры против возможного роста цен. Тогда же глава ведомства Эльвира Набиуллина подчеркнула, что МЭРТ перешло в режим оперативной работы по прогнозу возможных всплесков цен на продукты питания. Она заявила, что подготовлен список товаров, на которые значительно влияют экспортно-импортные операции, а также ситуация на мировом рынке. Ранее, в октябре МЭРТ объявило войну росту цен – с 15 до 5 проц были снижены, в частности, импортные пошлины на растительное масло, молоко и молочную продукцию. Тогда же было решено, что с 1 января по 1 июля 2008 г произойдет сезонное снижение пошлин на некоторые виды овощей /морковь, капусту, свеклу/ с 15 до 5 проц. Параллельно с этим было проведено совместное совещание производителей, ритейлеров, МЭРТ, Минсельхоза и ФАС, на котором было принято решение о замораживании цен на продукты питания с 24 октября по 31 января 2008 г Позже "заморозку" продлили до конца марта 2008 г, что с точки зрения политической логики вполне закономерно – 2 марта в РФ состоятся президентские выборы.
Напомним, что только в сентябре 2007 г по данным Росстата цены на подсолнечное масло выросли на 13,5 проц, а недорогое пастеризованное молоко на 9,4 проц. "Народная статистика" показала более серьезный рост цен на основные виды продовольственных товаров первой необходимости – более 30 проц.
Ситуацию взял под личный контроль Владимир Путин, который заявил, что удорожание продуктов питания в стране спровоцировано мировой конъюнктурой. На зарубежных рынках еще в середине лета обозначился рост цен на сельхозпродукцию – в частности, ЕС принял решение ограничить субсидии фермерским хозяйствам.
Перед правительством РФ снова возникла застарелая проблема роста импорта в РФ, в частности, в сфере сельхозпродукции. Нынешней осенью этот вопрос особо обострился в связи со снижением курса доллара по отношению к основным мировым валютам, что в конечном итоге привело к снижению цен на импортируемые товары в Россию. Таким образом, борьба с инфляцией с помощью укрепления рубля – этакая палочка-выручалочка правительства – осенью 2007 г стала опасной затеей из-за резкого роста цен на продукты питания.
Эксперты с самого начала "чиновничьей" кампании по борьбе с удорожанием продуктов питания говорили о том, что замораживание цен в этом сегменте рынка только усугубит ситуацию – образуется дефицит "замороженных" товаров, так как производителям придется сокращать их производство. Но, похоже, правительство продолжает по полной программе использовать административный ресурс и, действуя вопреки экономической логике, а исключительно по "политическому зову", решило предотвратить угрозу дефицита за счет запрета на вывоз за границу того же масла, зерна, муки и молока.
Насколько последние решения власти сумеют остановить рост цен на продовольствие в РФ – большой вопрос. Но то, что бизнес, работающий в сфере сельского хозяйства, столкнется с определенными проблемами, очевидно. Неопределенность и нервозность на продовольственном рынке усиливается ввиду того, что пока неизвестно, как долго правительство собирается запрещать экспорт муки, молока и растительного масла. Ввиду того, что запрет вводится немедленно и месячной отсрочки не будет, риски так называемых "длинных" позиций по контрактам экспортеров резко возрастают. А ведь необходимость объективных прогнозов развития и мониторинга рынка – не роскошь, а условие ведения бизнеса.
Неясно, как экспортерам сельхозпродукции в дальнейшем обосновывать перед партнерами форс-мажорные обстоятельства в случае неисполнения контрактных обязательств при введении запрета экспорта. Кроме того, сельское хозяйство в РФ остается, как говорится, на "задворках" социально-экономической программы развития страны, несмотря на то, что программа развития АПК является одним из национальных проектов. Нехватка оборотных средств, незначительные объемы инвестиций /особенно у хозяйств "средней руки"/ не дают возможности этой сфере экономики прочно встать на рыночные рельсы.
Главный источник получения прибыли для сельхозпроизводителей РФ – это преимущественно доходы от экспорта продукции, который в последние годы неуклонно растет. Например, если в 2002-2003 г мы экспортировали порядка 200 тыс тонн растительного масла, то в 2005-2006 г уже продали за рубеж более 600 тыс тон этой продукции. С учетом того, что на цены на то же масло в мире растут, "крестьяне" от бизнеса получили значительный рост доходов.
За последние 5 лет производственные мощности по переработке семян масленичных культур выросли на 10 проц, однако понятно, что рост производства в этой сфере приблизительно на 2 проц в год значительно отстает от общих темпов экономического развития, находящийся на уровне 6-7 проц.
Заметим, что инвестиции в сельское хозяйство – это "длинные" деньги. Кроме обновления и модернизации устаревшего оборудования /износ производственных фондов в отрасли составляет более 50 проц/, необходимо на соответствующем уровне поддерживать плодородность земель, на которых растет тот же подсолнечник. А количество посевных площадей в РФ тем не менее сокращается.
Догадывается ли правительство о том, что агропромышленный сектор страны остро нуждается в реформировании? Заметим, что министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев является членом "Единой России". Ему как никому другому должно быть понятно, что одномоментное введение запрета на экспорт "списочных" товаров может привести к серьезным последствиям для этого сектора экономики. Но также понятно, что для единоросса А.Гордеева политические амбиции и перспективы его партии накануне выборов не менее существенны. Что ж, парламентские выборы в стране прошли. Остается теперь пережить выборы президентские. Оптимисты по-прежнему надеются, что после их завершения страна вернется к рыночным реформам в стране и на время прекратит "эксперименты" из серии плановой советской экономики. Поживем – увидим.